Здесь размещаются письма всемирно известного врача-невропатолога, в которых доктор Боман комментирует злободневные вопросы психиатрии, нозологии, невропатологии, имеющие отношение к российским (и не только российским) переменам в области медицины.

суббота, 6 декабря 2008 г.

Вследствие неврологических побочных эффектов антипсихотические препараты противопоказаны детям

В качестве невролога и детского невролога, в своей практике я постоянно сталкивался с неврологическими осложнениями при приеме психиатрических препаратов, особенно типичных и атипичных антипсихотиков (зипрекса, риспердал, сероквель, абилифай, геодон).

Я наблюдал проходящие и постоянные дискинезии (когда это становится постоянным и неборатимым, мы называем это “поздней дискинезией”). Были острые и хронические кривошеи, Были острые глазовращающие кризы (вынужденные движения глаз, вверх чаще, чем в стороны). Я встречался с вынужденным закрыванием глаз и морганием, которое ошибочно называли “синдромом Туретта” - и которое было не идиопатическим, а иатрогенным ( возникшим вследствие врачебного вмешательства). Были острые и хронические, крайне мучительные для пациента дискинезии мускулов языка, рта и лица. Были синдромы Паркинсона – которые следует отличать от идиопатической болезни Паркинсона. Были случаи бульбарного паралича или бульбарных дискинезий, которые приводят к одышке, пневмонии и смерти – особенно у пожилых пациентов в домах престарелых. Были случаи инсультов, связанные с началом приема препаратов. Наиболее частыми были поздние дискинезии, проявляющиеся после месяцев или лет, проведенных на антипсихотиках – не преходящие, уродующие, мучительные, и порой настолько острые и постоянные, особенно у пожилых людей, что человек умирал от истощения.

Я почти упустил злокачественный нейролептический синдром – обычно летальный, как это следует из названия, который следует отличать от сходного с ним клинически “серотонинового синдрома”, который вызывается абсолютно другой группой психиатрических средств – антидепрессантами группы СИОЗС. Список неврологических побочных эффектов, который я составил, далеко не полон. Однако этот список, я уверен, знаком каждому неврологу.
Почему до сих пор неврологи, хорошо понимая неврологические ужасы антипсихотических препаратов, не выступают против, если эти же самые уродующие и иногда смертельные побочные действия сегодня наблюдаются у многих детей нашей страны вследствие исключительно психиатрических показаний – которые не являются действительными заболеваниями вовсе? Одно дело – предлагать взрослому делать выбор в пользу таких препаратов, и совсем другое – психиатрам и врачам всех видов, как это сегодня происходит по всем США, назначать антипсихотические препараты абсолютно нормальным детям. Это должно быть вне закона.
Я не перечислил многих соматических побочных эффектов приема этих препаратов, таких как морбидное ожирение, гиперхолестеринемия, гипертриглицеридемия, повышенное кровяное давление, диабет, гинекомастия (часто требующая хирургического вмешательства), пролактинсекретирующие аденомы. Я не перечислил их ранее потому, что считаю: одних только неврологических побочных эффектов достаточно для того, чтобы отказаться от назначения антипсихотических препаратов детям.

Имеется ли у ребенка один либо несколько “химических дисбалансов” мозга, или он абсолютно нормален, или у него диффузная энцефалопатия, проявляющаяся в умственной или двигательной отсталости, назначение антипсихотиков, со всеми их побочными эффектами – не что иное как симптоматическое “лечение”. Лечение, которое дается слишком высокой ценой, чтобы оправдать какого бы то ни было врача. Назначение неврологически нормальным детям антипсихотических препаратов – это преступление. Это такое действие, которое необходимо признать уголовным преступлением.